5 способов научить ребёнка учиться
5 способов научить ребёнка учиться
Один из самых частых родительских запросов — «Ребёнок не хочет учиться, что делать?». Но для того, чтобы хотеть учиться нужно четко понимать, что тебе это действительно нужно, а так же учиться надо как минимум уметь и. А это навык!
Не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3 уже более или менее начинает включаться ответственность за себя), он ещё не очень собран и не организован. Поэтому он нуждается в контроле со стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается.
Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной степени лежит на взрослых!
Без сомнений, какая то доля ответственности лежит у на ребёнке, но к этой ответственности нужно ребенка подводить постепенно, а не взволить на него сразу всё : «Ты уже школьник,ты уже взрослый, наведёшь порядок, помоешь посуду, сделаешь домашнюю работу( а ее сейчас много задают) и будешь свободен». Вспомните сами, когда на вас взваливается слишком много работы и ответственности,как же сильно опускаются руки. И как раз в этот момент даже у взрослых наступает аппатия и депрессия. Так как же сделать так, что бы появилось желание, что бы радовали оценки, знания осваивались, а домашние работы делались не из под палки, и просто все были счастливы, ведь именно это самое главное.
Самое первое и самое важное это успокоиться и найти гармонию внури себя
Где-то глубоко внутри вы понимаете, что как бы вы не влияли на ребенка, это совсем другая личность, которая не обязана быть тем, кем бы хотели вы, не обязана быть отличником, не обязана стать директором или начальником какой то фирмы, нет. Эта личность, как бы она плохо, или хорошо не училась, всё равно станет тем, кем захочет. И вы сами знаете много примеров успешных людей,которые учились на тройки и стали успешными, и наобород, те же отличники шли работать на обычную работу,ну а вдруг как раз там они счастливей, чем в роли директора. Поэтому расслабтесь, то образование, которое ему нужно, он получит однозначно! Именно отсюда следует 2 пункт.
Никогда не ругайте ребёнка за плохие оценки
Конечно, я тут говорю именно про телесное наказание. Показывать, что вы крайне недовольны и как сильно он вас растраивает конечно нужно и даже необходимо, но вот «пороть розгой» самый худший выбор родителей научить ребёнка учиться. Да, скорее он станет из-за страха учится лучше, и поначалу будет вас радовать, но это только на время, а потом вам придется постоянно прибегать к этому методу, потому что по мере взросления ребёнок постепенно будет выходить из под вашего контроля, и поверьте, только тогда вы осознаете, что натворили.
Когда у ребенка будет подорванная психика, когда весь материал,который он выучил ради галочки забудется, то страх чаще всего у таких детей заменяется ненавистью, эмоциональной неустойчивостью и дипрессией. Поэтому учёные давно признали этот метод неэфективным. Так как «порка» ломает человека, ломает личность, делает его покорным, делает из него раба, но никак не интересным, всесторонее развитым индивидумом.
Проговорите, что если что-то не получается, то это не катастрофа! Это позволит ребенку избежать излишней тревоги по поводу наказаний и разочарования в нем и снимет с процесса учебы негативный эмоциональный оттенок. Например, вы можете говорить ему: «Если у тебя что-то не так здорово выходит, знай, мы всегда тебе поможем», «Мы не будем тебя ругать за плохую оценку. Просто давай договоримся, если у тебя что-то не получается или ты что-то не понимаешь в школе, сразу говори и мы вместе разберем трудные места или объясним тебе то, что ты не понял. Мы всегда поможем, главное не запускать предмет, ок?».
Так ребенок получает вектор развития — то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку.
Так как же все таки заставить учиться, ведь, мы знаем по себе, как это трудно, нудно и сложно. Конечно самое важное это стимулировать внутренюю мотивацию.
Самое важное это мотивация
Определите, что для вашего ребенка важнее всего, поймите его, и направляйте его внимание не на плохие примеры (посмотри на дворника, хочешь так работать), а наоборот на хорошие примеры (учись хорошо и ты станешь выдающимся человеком, как …) Поразмыслите вместе о том, что ему даст тот или иной навык — умение читать, писать, считать, запоминать. Это может стать основой его собственной внутренней мотивацией — сильнейшего и ярчайшего стимула. Увы, он горит ярко, но не очень долго. Нужно будет периодически напоминать ребёнку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл.
Главное не путайте с материальной мативацией. А тут нужно быть повнимательнее, потому что «учись хорошо,а мы дадим тебе деньги» приводит к таким последвиям, как » а вот дашь деньги, тогда сделаю»( это воспитывает алочность в человеке). Если видите, что ничего не работает, то материальную мотивацию нужно подключать очень аккуратно. «Если ты меня порадуешь оценками, то и я тебя порадую чем-нибудь интересным». Поначалу ребёнок очень сильно связан эмоционально с мамой. Поэтому он видит, как сильно вас огорчают плохие оценки.
Стимул «порадуй маму» может быть очень высоким, если конечно у ребёнка есть возможность вас радовать. Ведь, как я говорила ранее не каждому суждено красиво писать, всё запоминать и учится на отлично. Поддерживайте, даже если у него ничего не получается, если он принес двойку, разберите с ним то правило по русскому, или ту контрольную по математике. А потом закрепите похожими заданиями и поверьте это поможет ему больше, чем наказание.
Вы можете говорить: «Мы рады, когда у тебя все хорошо получается» или «Мы расстраиваемся, когда у тебя плохие результаты». Так ребенок усвоит, что вы уважаете его труд, его усилия над собой, его способность проявлять волю, его растущую и крепнущую самостоятельность. Это же позволяет сформировать такое важное качество характера, как способность достигать целей и уважать самого себя за достигнутый результат.
Ребёнок научится мотивировать себя этим опытом и ощущением радости и подъема, которое будет следовать за каждой самопобедой. Важный нюанс — старайтесь делать свои комментарии для ребенка четкими и конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты всё сумел доделать!».
Меняйтесь ролями
Все лекторы знают: если хочешь лучше знать предмет — прочитай по нему лекцию.
Превращаем ребёнка в учителя, сажаем перед ним всех его зайчиков, машинки, мишек, кукол и играем в школу. Вы, кстати, тоже можете подыграть в роли самого непослушного и самого «бездарного» ученика — «Ой, как же трудно писать эти цифры! Никак у меня не получается!». Или специально делайте массу ошибок. Обычно дети очень радуются, видя себя со стороны.
Этот приём снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать трудность обучения. А это, как вы помните, улучшает самоконтроль и повышает «вменяемость», то есть ребёнок видит препятствие (лень, невнимательность, неспособность заставить себя доделать), с которым ему надо справиться.
Плюс это снижает страх перед возможностью ошибки. Это очень важный момент, потому что дети в школе постоянно находятся в зоне тревоги и некомпетентности — ежедневно они сталкиваются с новым материалом, новыми задачками и новыми требованиями к их интеллектуальным способностям. Способность спокойно переносить неудачи и ошибки — важное качество, позволяющее идти вперёд, а не сваливаться в яму «я — никчёмный неумеха».
Можно за семейным ужином или на прогулке обсудить с ребенком то, что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится, ожидая похода в первый класс. А у взрослых людей всегда есть такие дела, которые не хочется делать, но надо! Потому как это приводит к таким-то и таким-то «крутым» результатам. Обязательно подчеркнуть очень важные и позитивные последствия этих дел с пометкой «надо». Хорошо, чтобы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, чего от них хорошего.
В конце дня можно делиться друг с другом, как нелегко давались каждому свои «надо», но мы — ура! — с ними справились!
Не бросайте ребенка с непонятным ему материалом на произвол судьбы
Последнее общее правило. Работайте с материалом. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал — это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то задания. Найдите мультфильмы на эту тему, нарисуйте наглядную схему стихотворения(мнемотаблицу), чтобы проще запомнить по картинкам, найдите интресные презентации, перефразируйте и объясните своими словами.