Назад

10 игр мелкой моторики для запуска речи

Надежда Романовна Читать 4 м.
Логопед
0
Обучение
Дети играют в кубики

Мелкая моторика — это последовательность и точность движений, необходимых для осуществления различных действий с мелкими предметами, с помощью задействования кистей и пальцев рук и ног.

Мелкая моторика прослеживается у детей с раннего возраста, когда они только-только учатся держать игрушку. Сначала идёт развитие кисти, движений пальцев, затем формируется становление речи. Формирование речи через развитие мелкой моторики происходит за счёт воздействия нервных окончаний на отделы мозга, отвечающие за моторику и речь, которые находятся рядом друг с другом.

Помимо основной функции – развития речи – мелкая моторика влияет на становление психических процессов: мышления, памяти, воображения, способности к ориентации в пространстве.

Развивать мелкую моторику нужно с рождения. Младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывайте о развитии элементарных навыков самообслуживания: пусть ребёнок самостоятельно застёгивает и расстёгивает пуговицы на своей одежде, завязывает шнурки и так далее. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Большой эффект в развитии моторики дают:

  • конструирование и выполнение аппликаций из различных материалов — бумаги, картона, ткани;
  • конструирование и выполнение аппликаций из различных материалов — бумаги, картона, ткани;
  • работа с различными видами конструктора;
  • игры с сыпучими продуктами или мелкими деталями;
  • дорисовка элементов рисунка или узора, штриховка;
  • лепка.

Число заданий в занятии зависит от потребностей ребёнка и его возможности сосредоточиваться. Успешно выполняя с каждым разом всё более сложные задания, он будет испытывать гордость за собственные достижения, станет более уверенным в своих силах. Важно помнить, что время занятия не должно превышать 15−20 минут, а рабочее место ребёнка должно быть правильно организовано.

Обычные упражнения это так скучно, так давайте я вам предложу 10 интересных игр.

1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ

катает колючий мячик по ногам ребенка

Круговыми движениями прокатывайте мячики по телу, проговаривая части тела, рекомендую изучать слова сначала в единственном числе ( э-то ру-ка, но-га, ще-ка, гу-ба, и т.д), а когда у него получатся эти коротенькие слова, то можно переходить и к словам в мн.ч (ру-ки,но-ги,гу-бы,ще-ки). Не просто катайте, а пойте(придумывайте простые песенки) с улыбкой, с позитивом:

Э-то рууу-кааа УУУ-АА УУУ-АА

(открывайте широко рот на звуке А, и тяните губки на звуке У, показывайте отчетливо артикуляцию, говорите повтори, как мама)

Э-то ноо-гаа А А А А

Ка-ти ка-ти И И И И

Ка-чу качу И-У И-У

Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх). Обязательно используйте небольшие, простые стишки с звукоподражаниями:

Я ёж, я и-ду уха уха ухаю ух-ух-ух

Я ёж я бе-гу и пых-чу пых-чу пых-чу пых,пых,пых

2. ИГРА С ИЗЮМОМ

Всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом.

Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!

Так же можно изюм можно попробовать( «ммм, как вкусно» проработать эмоционально звук ммм, а так же звук И: «Улыбайся ИИИ — зюм, как мама улыбается ИИИ» .

А потом попробуйте выплевывать ( и этому навыку иногда нужно учиться), тут задействуется не только язык для выталкивания( что может служить хорошей артикуляционной разминкой), а так же направленное дыхание, что очень важно для запуска речи, а так же тут можем эмоционально вызвать словечко «ФУ, бе,кака».

Таким образом ребенок научится не проглатывать, то что не нужно, а выплевывать.

3. Игры с пластелином

Если малыш совсем маленький, то распечатайте шаблоны, отрывайте по кусочку разных цветов пластилин, называя каждый цвет( начинать изучение цветов лучше с 4 основных до тех пор, пока он их не запомнит ( пока не начнет показывать их правильно). Так же по таким шаблонам можно изучать животных и их звукоподражания. А потом развешайте на стену и играйте в игру :» Кто это сказал?» Например «Иа! -Ой это кто сказал? Ааа это же ооослик»( в результате малыш должен указывать пальчиком на правильное животное, это одновременно будет развивать и фонематический слух, который так важен для правильного воспроизведения фонем русского языка). Делайте упор именно на гласные, помогите малышу начать говорить с самого простого ( А, У, И, О), постепенно соединяя гласные Иа, а только потом соединяя их с согласными Му, Бе, Ме)

4. ПЕРЕСЫПАНИЕ.

Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки. И так же сопровождайте действия простыми звуками гласными( пересыпай и пой ААА, УУУ), или согласными( стучи лопаткой Т-Т-Т).

5. УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки, а потом подуть на листики, проговаривая слово «Дуй! Я дую! Ты что делаешь? Ду-ду-ду дую!»

Важные советы:

* Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.

* Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.

6. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки).

Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

7. РЕЗИНОВАЯ ГРУША.

Выберите маленькую грушу (продается в аптеке). Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.

8. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА –СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»

Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз. А так же тут отрабатывайте коротеникие слова ба-ба, де-де, па-па, ма-ма, а потом изменяйте форму слова : Это кому? БабЕ, МамЕ , у кого теперь » У мамЫ, папЫ» ( иногда для деток это вызывает немалую трудность, потому что кажется, что это совсем новые слова)

9. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.

В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:

— Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.

— Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!

— В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой. Возьмите еще одну(гремящую потише), и погремите под столом, пусть угадает, какая гремит ( это важно для развития фонематического восприятия)

10. Ферма в контейнере

Когда малыш поймет, что крупу есть нельзя ( отрабатывая фразу «Фу,кака»), то устройте ему настоящую ферму в большом контейнере, с животными, с машинами, с посудой, где ложечками и лопатками можно пересыпать, наполнять, высыпать, а еще лучше, если малыша посадить прям туда, он будет в таком восторге, что вы не представляете.

Тут так же отрабатывайте звукоподражания животных, пересыпая крупу пойте гласные, соединяйте их с согласными, стучите ( тук,тук), пусть пойдет дождик(кап кап), и животные замерзли, холодно (дддд), и дядя поёт (на-на-на), и трактор поехал (т-т-т), и в банке гремит крупная крупа( б-б-б-б) мелкая (п-п-п-п). В общем ваша задача отработать все гласные, а так же согласные простые звуки (Б, Д, Г, В, М, Н и П, К, Т,Ф), напомню, что сложные звуки, такие как свистящие, шипящие и соноры формируются гораздо позже, поэтому мы начинаем обучать деток с простых звуков, по принципу «от простого к сложному».