Как научить малыша говорить
Нам взрослым кажется, что всё просто «говори и всё!», но нет. В речи задействовано очень много механизмов, как в часах, если хоть один винтик сломается, то часы не будут работать. Так и речь, я могу много рассказывать,что нужно, чтобы ребенок научился говорить, и не просто говорить, а правильно произносил слова, не путая слоги, звуки, складывая их в фразы, а затем в предложения.
Но каждый случай уникален настолько, что невозможно, не изучив проблему, дать волшебную «таблетку». Это труд, иногда долгий и упорный, а иногда достаточно подкрутить маленький «винтик», например поработать с дыханием. Поэтому, если малыш не говорит в год простые слова «баба, деда, папа,мама, дай, на, иду, бегу», то максимум можно подождать до 2 лет, а если и в 2 малыш молчит, то бежим к логопеду. Но в любом случае, я попробую вам рассказать все свои секреты по запуску речи, которые я приобрела за долгие 9 лет практики.
Самое первое с чем мы начинаем работать это «правильная воздушная струя».
Игр очень много на эту тему, помните всегда интересно обыгрывать, а так же тут же можно начать изучать гласный звук А(«Ай, Ааагонь ), согласный Д(дуй,я дую,дым :- «Зубки открой, а губы тя-ни, как слоник У-У-У,дуй, дуди Ду-Ду):
- Задуй свечу
- Подуй в трубочку
- Мыльные пузыри
- Подуй на ватку
- Подуй на кораблики в воде и т.д
Второе, вы все знаете, что необходимо развивать мелкую моторику:
- пальчиковые игры
- перебирание круп
- сортер по цветам с помощью пинцета
- рисование
- лепка
- конструирование и т.д.
Далее развиваем фонематический слух. На самом деле, что это и зачем его развивать- очень большая тема, поэтому я сделаю отдельную статью по этому вопросу. Скажу только, что это не просто физический слух, а способность восприятия фонем русского языка. И начинаем мы с неречевых звуков:
- Звон ключей
- Стук колёс
- Звуки животных
- Гудок машины
- Угадай, что звучит
На самом деле сейчас есть много игр с таким направлением в телефоне. Ну а мне нравится заниматься по пособию «Слушать интересно».
Далее мы тренеруемся переключаться с одного звука, на другой.
И начинаем мы учиться с гласных.
Для этого я использую своё пособие «Играем с гласными». Сразу скажу, что придумала эти игры не я, а только собрала знания и превратила их в картинки.
Мы выкладываем буквы камушками, одновременно проговаривая( молча ребеночек так и не научится говорить,но справится с задачами на ура), приклеиваем их на липучки, прячем за ними животных, одновременно вызывая звукоподражания, рисуем пальчиками, размазываем пластелином, приклеиваем крупу на пластелин, развешиваем сушиться буквы на верёвке прищепками, украшаем пуговицами, раскладываем их в корзины, раскладываем по вагонам поезда,загружаем в грузовики, класифицируем(в этот вагон положи А, а в этот У), чередуем (это самое важное), пропеваем, моем, сушим, закапываем.
В общем можно придумать множество занятий, главное, что не час заниматься по листочку, а 5-10 минут, а далее берем игрушки и закрепляем.
В принципе нам и не нужно изучать и запоминать все гласные, чаще всего достаточно и 5:
А, О, У, И, Э.
После этого вы увидите большой прогрес, когда малыш научится различать и правильно произносить гласные, ведь наши слова и состоят как раз из чередования гласных. Некоторые малыши после этого этапа начинают болтать. Но если этого не случилось, не отчаивайтесь, и не опускайте руки, ведь еще малышу есть чему поучиться. Может он совсем не умеет произносить согласные. Тогда как же он сможет что то вам сказать?
Если согласные не появились на этапе гуления (б,г,д), если малыш путает простые согласные К и Т, П и Ф, В и Б, или совсем не может их произносить, то тут обязательно стоит обратиться к логопеду. Я конечно вам расскажу о способах постановок этих звуков, но это отдельная, большая тема совсем другой статьи. Но я поделюсь с вами своим пособием, которым пользуюсь в таком случае. Это «Звуковые дорожки с согласными»
Тут мы играем и с музыкальными инструментами, и со звукоподражаниями и занимаемся логоритмикой, учимся темпу, ритму, высоте и силе голоса.
И вот когда малыш узнал, что такое «тихо — громко», что такое «быстро-медленно», научился отстукивать ритм, запомнил гласные, и начал складывать их с ПРОСТЫМИ (Б,Д,Г и К,Т,П) согласными (напомню, что сложные согласные формируются к 3,4 годам(свистящие и шипящие), а соноры(Р,Л) к 5), и после переходим к складыванию слогов в слова. И не просто слова, а слова первого типа слоговой структуры слова.
Это слова, состоящие из 2 открытых слогов. Например пе-тя, во-да, ва-та, бе-гу. Конечно можно потихоньку начинать с глаголов и на более ранних этапах : » Дай, на, иди, беги, сиди, » и т.д. Сначала изучаем глаголы от первого лица «Я иду»(в этот момент шагаете на каджый слог вместе с малышом и-ду. — Ты идешь? Что ты делаешь? Идешь! Я и-ду, тут можно так же отработать звуки И и У), потом в повелительном » Иди, Петя»!
По поводу глаголов хочу дать вам совет. Выучите с малышом 4 животных, например Пе-тя, ки-са, за-я, ми-ша (лучше начните с каротких слов 1 типа слоговой структуры). И далее на них отрабатывайте глаголы. Играйте с детками в сюжетные игры: » Иди,киса! Я иду ,говорит киса! Иди пить, пей! — Я пью! Ммм как вкусно! Спи, миша! -Я сплю! И т.д.
Ну а далее складывайте и другие слова 1 типа. Пробуйте подключать тело, прохлопывайте слова, протопывайте, прыгайте проговаривая четко каждый слог. Ну а я далее начинаю заниматься по типам слоговой структуры слова . Но детки к этому времени знают много слов и складывают их в фразы и предложения. Но это уже совсем другая тема и другая статья,удачи вам, у вас всё получиться!