Что такое задержка речевого развития
Задержка речевого развития(ЗРР) — это нарушение экспрессивной (внешней) и импрессивной (внутренней) речи в следствии замедления темпа усвоения норм родного языка на этапе раннеего онтогенеза (развития).
Задержка речевого развития может касаться как нарушений экспрессивной речи (ребенок испытывает трудности в произношении отдельных звуков, фраз или некоторых слов), так и патологий импрессивной речи (ребенок, не имея нарушений физического слуха, с трудом воспринимает и понимает речь других людей на слух).
Очень важно, чтобы при обнаружении первых симптомов ЗРР, родители не игнорировали проблему, а обратились за помощью к специалисту. Ее нужно как можно раньше отличить от сходных состояний, причина которых — в проблемах других высших психических функций или анализаторных систем.
Отсутствие речи может быть следствием невыявленного нарушения слуха, интеллекта, эмоционально-коммуникативной сферы. У некоторых детей также проявляются проблемы с поведением, так как они расстраиваются и переживают из-за того, что не могут выразить свои мысли и желания.
Симптомы задержки речевого развития у детей
Задержка речевого и психического развития может начать проявляться уже в первые месяцы жизни ребенка, однако, диагностировать ЗРР можно только в возрасте от 2-х лет.
- на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки;
- не показывает реакции на обращенные слова в 1 год;
- демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово в полтора года;
- в полтора — два года не может показать названный взрослыми предмет;
- в 2 года не говорит ни одного слова;
- в 2,5-3 года не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить);
- использует жесты и мимику взамен речи.
Специалисты в области логопедии выделяют и более тревожные симптомы, при которых ребенок в возрасте от 3 лет, строит свою речь в основном фразами из мультфильмов, сказок, или зеркально повторяет речь родителей, при этом практически не строит собственные предложения. Такие симптомы говорят о возможной задержки психоречевого развития у детей(ЗПР).
Развитие речи в норме
«Зачем мне знать, как там ребенок развивается в норме, если все детки развиваются индивидуально» — слышу я от родителей, но вы забываете, что наша речь это механизм, в котором важен каждый винтик, а вот «винтики» формируются в определенном возрасте. А теперь посмотрите внимательно, особенно 0-1 год и 1-2, какой винтик не успел сформироваться. Если малыш не гулил, то начните заниматься с гласных звуков — умеет ли он тянуть губки(для звука у), умеет ли улыбаться(для звука и), открывает ли широко рот(для звука а). Если не лепетал, то проработайте губно-губные звуки(п,б,м,п), заднеязычные и переднеязычные (г,к, т,д). Именно для этого и предназначены звукоподражания — для отработки звуков раннего онтогенеза. Как же малыш скажет «дай», или «дом», если он не умеет произносить звук Д, а тем более если не умеет округлять губки для звука О. Очень часто родители хотят, чтобы ребенок сразу зарычал, но звук Р формируется в каком возрасте, посмотрите по карточке. Маленькое задание для самых внимательных). Вот именно по-этому это не просто карточка, а маршрут, по которому мы и будем выстраивать коррекционный план развития речи и «подкручивать» недостающие винтики. Но не забывайте, что речь это не только правильно выговаривать звуки, но первостепенно ты должен правильно их слышать. Путает ли малыш близкие по звучанию звуки, например Д и Г, К-Т? Тогда нужно работать над их различением.
Непонимание обращенной речи
Эта проблема более значительна, чем отсутствие у ребенка собственной речи. В раннем возрасте, в процессе интенсивного развития и усвоения речи и родного языка, ее понимание носит ситуативный характер. Это значит, что оно связано с конкретной деятельностью, которая осуществляется в данный момент времени. Это понимание и выполнение простых действий, связанных со знакомыми ребенку предметами («Кати мячик», «Сними колечко», «открой коробочку»), разученных жестов и действий («Ладушки», «До свидания», «Воздушный поцелуй» и так далее).
Если ребенок раннего возраста не понимает абстрактной речи, оторванной от наглядной ситуации, это допустимо. Но если он не реагирует на речь взрослого в принципе — это тревожный признак. А уж если мы говорим о ребенке дошкольного возраста, то это в любом случае должно вызвать беспокойство.
Нужно подключать специалистов и искать причины этого явления. Они могут крыться в проблемах со слухом, с зонами коры головного мозга, которые отвечают за восприятие речи. Также они могут быть связаны с недоразвитием познавательной, интеллектуальной сферы ребенка.
Этиология (причины) задержки развития речи
Причины задержки развития речи у детей подразделяются на 2 большие группы: медицинские (органические) и социальные.
Органические причины
Медицинские факторы – это различные патологические процессы, затрагивающие головной мозг внутриутробно либо в раннем детстве. В эту группу входят:
- последствия внутриутробной гипоксии, тяжелых родов, асфиксии, инфекций, гипотрофии, недоношенности;
- тяжелые и/или хронические заболевания, инфекционное поражение центральной нервной системы (менингит, энцефалит);
- наследственность: если один из родителей заговорил поздно, то с большой долей вероятности то же самое будет и у ребенка;
- тугоухость: речь формируется за счет подражания, и снижение слуха становится непреодолимым препятствием.
Причинами ЗПРР у ребенка могут стать различные патологии, затрудняющие формирование артикуляционного аппарата, например, «заячья губа», «волчья пасть», недоразвитие нижней челюсти и т.д.
Социальные причины
Социальные факторы – это педагогическая запущенность, недостаток семейного общения, проживания в иноязычной среде.
Педагогическая запущенность формируется, если ребенок предоставлен сам себе, с ним никто не занимается, семейные контакты имеют формальный характер. Это «трудные» дети, которым свойственны поведенческие расстройства.
Недостаток семейного общения – патологический стереотип поведения, при котором нет прямого общения между родственниками. Не обсуждаются насущные проблемы, нет семейных праздников, устоявшихся традиций. Люди просто живут под одной крышей, не развивая духовное родство и практически не общаясь.
Смена страны проживания в раннем детском возрасте и билингвизм тоже может задерживать развитие. Если дома говорят на одном языке, а в детском коллективе и на улице – на другом, ребенку очень трудно освоить речевые навыки, почему постепенно и развивается ЗПРР.
Мешать становлению может неопределенность доминирования руки: праворукость, леворукость или амбидекстрия, что связано с преобладанием активности одного из полушарий. Если ребенок долго не может определиться, то возникает синдром задержки речевого развития.
Вредит и гиперопека: если у малыша нет необходимости говорить, поскольку все его желания предугадываются и мгновенно исполняются, то и трудиться незачем.
Диагностика ЗРР
Диагностика включает комплексное обследование группой специалистов для выявления всех особенностей детей с задержкой речевого развития. В нее обязательно входит педиатр, детский невролог, отоларинголог, сурдолог, логопед и по ситуации детский психолог.
Педиатр анализирует возрастное развитие, возможные отклонения, наличие соматических заболеваний. Невролог может назначить такие обследования, как ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ.
Сурдолог оценивает остроту слуха, ЛОР-врач определяет наличие аденоидных вегетаций. Логопед исследует состояние речевого аппарата, формирование ориентировочных реакций, возможности вербальной и невербальной (бессловесной) коммуникации. Психолог при помощи тестов (шкалы Гриффитс, Бейли) изучает психомоторное развитие.
Суммирует исследование детский невролог, выделяя основную причину и назначая лечение ведущего расстройства, вызвавшего ЗРР, или ЗППР у детей.
Так же, если вы хотели бы изначально провести первоначальную диагностику речи самостоятельно, то можете прислать свою почту и я вам вышлю примерные вопросы на определение уровня ее развития.
Лечение задержки речевого развития у детей (коррекционно-развивающая работа)
Для успешной коррекции патологии нужны не только медицинские мероприятия, но и планомерная развивающая работа со стороны педагогов и родителей.
Крайне важно создать вокруг ребенка благоприятную обстановку: внятно и разборчиво называть каждый предмет или действие, которое попадает в поле зрения малыша, поощрять любые попытки говорить, создавать ситуации, в которых речь необходима.
Всегда задавать вопросы по типу: Что это? Что ты сейчас делаешь (даже если он просто идёт(иду), моет(мою), ест( ем), пьёт(пью), что то несёт(несу), едет (еду)? Куда идешь? Зачем? И отвечать на них самим, если затрудняется ребёнок, но коротко, четко и ясно, а так же с разными местоимениями: Я пью, а ты пьёшь, пей, мы пьём. Таким образом и будет обогащаться словарь, а ребёнок постепенно начнёт понимать грамматику нашего языка.
Так же для коррекции необходимо:
- логопедические занятия
- медикаментозная коррекция – средства для улучшения обменных процессов в мозговой ткани, витаминно-минеральные комплексы, ноотропы( только тогда, когда уже ничего больше не помогает!)
- массаж, общий и логопедический;
- физиотерапия, магнитотерапия;
- электроакупунктура – воздействие электрическим током на рефлексогенные зоны;
Логопед работает над четким произношением, предлагает игры типа логопедического лото, развивает артикуляцию, фонематическое восприятие, правильное дыхание, словарь, грамматические формы нашего языка, внимание, мышление, память и восприятие. А так же помогает развивать познавательные процессы, мелкую моторику.
Для этого предлагаются:
- пальчиковые игры
- лепка
- аппликации
- сказкотерапия
- су-джок терапия
- сенсорная интеграция
- ароматерапия
- пескотерапия
- а так же мы занимаемся по моему пособию «Мама, я хочу говорить», где прорабатываем всё описанное выше, и которое вы можете приобрести, написав мне по ссылке
Крайне важно создать вокруг ребенка благоприятную обстановку: внятно и разборчиво называть каждый предмет или действие, которое попадает в поле зрения малыша, поощрять любые попытки говорить, создавать ситуации, в которых речь необходима.
Очень полезно заменить мультфильмы на сказки (кукольные, пальчиковые, теневые, деревянные, из фетра и т.д.) и книжки. При мультфильмах совсем останавливается какое либо развитие, потому что до определенного возраста (до 3 лет) ребенок не понимает, что там происходит и не запоминает, так как он не останавливается и не проговаривает слова ни внутренней речью, ни внешней ( как например при прочтении книги), не указывает пальчиком, не успевает освоить поток информации, и тогда мозг просто начинает воспринимать это, как шум.
И поэтому вся информация превращается в фон. А со временем и речь взрослых превращается в непонятный поток слов. И идет только накопление эмоций, которые потом выражаются в неусидчивости и в гиперактивности. Дети носятся по квартире, разбивают всё на своём пути, просто чтобы выплеснуть накопленные эмоции, а мы их начинаем ругать, что приводит к нарушению психики. В связи с этим ребенку сложно сосредоточиться и сконцентрироваться на чем-то одном и собраться. А потом происходит привыкание и нехватка этих ярких эмоций, поэтому так сложно оторвать от просмотра и переключиться в реальную игру, ведь тут нужно придумывать сюжет игры самому.
Нужно понимать, что ЗПРР лечится только комплексно, при обязательном содействии всех членов семьи, проживающих с ребенком. Если родители обеспечивают нужные мероприятия, а бабушка продолжает сюсюкать с малышом и предугадывать его просьбы, результата не будет. Очень важно, чтобы каждый из взрослых осознал ответственность и предпринял все необходимые меры для успешной коррекции речи ребенка.
Осложнения задержки речевого развития у детей
Речь является основой развития интеллекта и формирования социальных навыков. Чем дольше ребенок не общается полноценно со взрослыми и со сверстниками, тем сильнее будут со временем проявляться элементы отставания. Со временем проблемы с речью приводят к выраженной сложности в обучении, трудностям с чтением и письмом.
Если уделить достаточное внимание коррекционным мероприятиям, задержка развития речи успешно устраняется, и в дальнейшем ребенок ничем не отличается от сверстников. Важно помнить, что, чем раньше начнется работа, тем быстрее будет достигнут результат.