Назад

Речевая слуховая агнозия и фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Надежда Романовна Читать 4 м.
Логопед
0
Логопеду

При нормальном развитии речи дети в 4,5-5 лет на слух могут определять присутствие или отсутствие конкретного звука в слове. Конечно, если с ними занимались родители или педагоги. За это умение отвечает фонематический слух (не путайте с физиологическим слухом). Он помогает ребёнку узнавать и различать звуки, понимать их последовательность и расположение. За счёт фонематического слуха дети отличают похожие слова и понимают их смысл. Это важная часть развития речи.

Если ребёнок путает звуки или не слышит их в слове в 4-5 лет, то это может свидетельствовать о нарушениях фонематического слуха, или по-другому это называется речевая слуховая агнозия. Гнозис=восприятие, агнозия = нарушение восприятия, дефицит.

Речевая слуховая агнозияэто нарушение слухового восприятия, неспособность распознавать звуки речи и их дифференцировать при сохранной функции слухового анализатора.

Как развивается фонематический слух?

Самое первое, что мы должны помнить, это то, что есть фонематический слух, а есть фонематическое восприятие. И это совершенно разные понятия.

Фонематический слух-это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух  является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.  Он формируется с 6-месячного возраста до 1года 6 месяцев в норме.  Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

 Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, слов-квазиомонимов; различении высоты, силы, тембра голоса; дифференциации слогов и фонем.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т.е. производить умственные операции по звуковому анализу. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Фонематическое восприятие  формируется в процессе специального обучения.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Фонематический слух формируется во время общения ребёнка с родными и окружающими людьми. Поэтому специалисты советуют разговаривать с малышом, читать ему книги и стихи с момента появления на свет. Наиболее значительный прогресс в становлении фонематического слуха наблюдается в возрасте от полугода до двух лет. Однако отделы коры мозга, отвечающие за его функционирование, окончательно формируются к 5-7 годам.

От рождения до 1 года. Ребёнок начинает реагировать на громкие звуки спустя три недели после появления на свет, а на тихие – через 2 месяца. В 3 месяца малыши хорошо определяют их источники, переводя взгляд в их сторону. В 4 месяца ребёнок может подражать звукам, а в 5 – понимает своё имя. В год малышу удаётся различать часто используемые слова.

От 1 года до 2 лет. В этом возрасте наблюдается активное развитие фонематического слуха. Ребёнку удаётся различать звуки в родном языке. К двум годам малыши определяют на слух ошибочные фонемы. Ребёнок способен сказать, какое слово было произнесено правильно.

От 2 до 4 лет. К трём годам малыш перестаёт путать похожие звуки. Также происходит формирование правильной слоговой структуры слова. Хотя при произношении звуков могут наблюдаться проблемы, например, дети говорят «на-ни-на» вместе «машина».

От 4 до 6 лет. В пяти годам кроха учится определять количество и последовательность звуков в слове. Это важный этап, от которого зависит формирование навыков чтения и письма. У шестилетнего ребёнка получается различать темп и громкость речи.

Безусловно, что нормы развития у каждого ребёнка свои. Но сильные отклонения могут свидетельствовать о фонетико-фонематическом недоразвитии.

Причины речевой слуховой агнозии (или ффн)

Фонетико-фонематическое недоразвитие может быть врождённым или приобретённым. В первом случае ребёнок может путать звуки из-за:

  • аномалий при формировании плода;
  • инфекционных и эндокринных заболеваний матери во время беременности;
  • тяжелого токсикоза;
  • резус-конфликта между ребёнком и матерью;
  • родовых травм (асфиксии, обвития и пр.).

Приобретённое ФФН возникает вследствие:

  • инфекционных заболеваний, перенесённых в первые месяцы жизни;
  • наследственного фактора;
  • черепно-мозговой травмы;
  • педагогической запущенности;
  • эмоционального потрясения в период формирования речевых навыков;
  • травмирующей психику ситуации;
  • негативного влияния окружающей среды.

Чтобы выяснить, почему ребёнок отстаёт в речевом развитии и путает звуки, необходимо пройти обследование у невролога и логопеда.

Локализация нарушения

Слуховая агнозия может быть:

-неречевая (нарушение в височной доле правого полушария у правшей);

-речевая (нарушение в височной доле левого полушария).

 Неречевая слуховая агнозия локализуется в правом полушарии головного мозга, и сигнал изначально обрабатывается именно там, поэтому, если выявляется неречевая слуховая агнозия, то соответственно всегда будет и речевая.

 Поражение локализуется в височных областях левого полушария во ВТОРИЧНЫХ ПОЛЯХ.

Основные симптомы речевой слуховой агнозии (ффн) :

  • нечеткая речь;
  • замена близких по звучанию звуков;
  • искажение звукового состава слова;
  • нарушение понимания обращенной речи (при средней и тяжелой степенях выраженности);
  •  снижение речеслуховой памяти;
  • снижение слухового внимания.

Очень часто мы можем наблюдать следующие сопутствующие нарушения:

 — диспраксия;

 — зрительная агнозия;

 — особенности установления контакта (их, скорее, необходимо отнести к третичному нарушению).

Коррекционная работа

Развитие фонематического восприятия при речевой слуховой агнозии начинается с развития слухового внимания (например: беги, пока гремит погремушка, быстрая музыка — беги, медленная — иди и т.д.)

Далее мы развиваем умение различать неречевые шумы. Для этого проводятся разные игры. Например, перед дошкольником показывают несколько образцов: смятие бумаги, стук карандаша по столу, переливание воды из стакана в стакан, звон ключей и т.п. После просят его отвернуться и на слух определить, что делает логопед.

Далее развитие умения различать звучание музыкальных инструментов. Например, зая стучит в барабан, а петя ложками, закрой глазки, угадай, кто играл?

Так же учимся различать высоту, силу, тембр голоса. Тут подойдут такие задания, как «Громко-тихо», » Как сказал папа(басом ааа), как мама(более тонким голоском аа),кто сказал деда, или баба; мышка-медведь» и т.д.

А еще учимся навыку различения длинного и короткого слова, но не забывайте, сначала ребенок должен усвоить эти понятия «длинное — короткое».

Различение слов, близких по звуковому составу. Например показывете воду и говорите: » Это вата? Нет, вода( проговариваете четко звуки, и понимаете, что ребёнок должен знать, что такое вода и вата). Так же можете называть слова, отличающиеся одной буквой ( коза-коса, дом-ком, сок-ток и т.д.). Но лучше всего начинать с неправильных слов, например показываете ногу и спрашиваете » Это нода, нет, ноба, нога, да!» Начинайте различения с коротких слов, преимущественно первого типа(нога,щека,киса,петя) и третьего(дом, кит, кот, сок) по слоговой структуры слова (классификация слов по А.К. Марковой)

Далее учимся дифференцировать(различать) слоги. На этом этапе мы можем одновременно озвучивать и дифференцировать близкие по звучанию звуки( палочки стучат ДА-ДА, а барабан БА-БА,и многократно повторяем Да-Ба; в дудочку дуй ДУ-ДУ, а кастанье́тами ГУ-ГУ, Молоток стучит ТА-ТА, кубики КА-КА; и т.д.

Следующее, это дифференциация фонем( то есть звуков)

И только после всех этих этапов переходим к развитию навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Коррекция речевой слуховой агнозии(или ФФН) требует много сил и времени. В обязательном случае ребёнку назначаются индивидуальные занятия с логопедом. При речевой слуховой агнозии необходимо скорректировать звукопроизношение, развить фонетические навыки и провести подготовку к обучению чтению и письму.

Чтобы малыш перестал путаться в звуках, специалисты используют логоритмику, развивающие игры, наглядные материалы и так далее. Занятия с педагогом делают ребёнка более внимательным, спокойным и учат концентрироваться на выполнении конкретных задач. Для улучшения произношения звуков также развивается мелкая и крупная моторика. Рекомендуется посещать детского психолога. Это позволит нивелировать последствия стресса или эмоциональной травмы, которые могли привести к ФФН.

Если ребёнок путается в звуках, то важно своевременно обратиться к логопеду. При регулярных занятиях и помощи родителей речевое недоразвитие можно устранить в течение года.

Родители оказывают сильное влияние на формирование навыков устной речи. Очень часто проблемы с произношением звуков возникают из-за педагогической запущенности. Поэтому рекомендуется заниматься с малышом с момента его рождения. Особо внимательными стоит быть мамам, перенесшим тяжелые роды и беременность. Важно своевременно посещать специалистов, не пуская ситуацию на самотёк.