Назад

Сенсорная алалия. Симптомы, причины и методы коррекции

Надежда Романовна Читать 5 м.
Логопед
0
Коррекция

Сенсорная алалия — это нарушение понимания речи, вызванное органическим поражением ЦНС в пренатальном периоде, либо раннем детском возрасте, связанное с невозможностью соотнести звуковую оболочку слова (символ) с предметом, действием или явлением, но при этом с сохранным интеллектом, а так же с сохранным физическим и фонематическим слухом.

Алалия в прямом переводе означает «без речи». Но в рамках сенсорной алалии всё как раз наоборот (конечно это зависит от степени тяжести нарушения). Чаще детки болтают отрывками из мультиков, повторяют целые фразы и предложения, но самое грустное, что это просто бездумное повторение «эхолалии».

Развитие алалии у ребенка может быть вызвано поражением различных отделов коры головного мозга. В зависимости от локализации патологического очага, симптомы заболевания могут различаться, что позволяет выделить три основные формы:

  • моторная (экспрессивная — внешняя речь): страдает зона, ответственная за воспроизведение речи; при этом ребенок понимает обращенные к нему слова, может выполнять команды, но не способен произнести членораздельные звуки; в рамках этой формы выделяют также афферентную и эфферентную разновидности алалии; в первом случае ребенок не может контролировать работу речевого аппарата и неправильно произносит звуки, во втором –сложность в переключении артикуляционных актов, т.е. ребенку трудно соблюдать последовательность речевых движений.
  • сенсорная (импрессивная — внутренняя речь): возникает при поражении слухоречевого анализатора, т.е. ребенок не может понять обращенную к нему речь, и, соответственно, не может разговаривать;
  • смешанная: наблюдаются признаки обоих форм; в зависимости от преобладания тех или иных симптомов, выделяют сенсомоторную и мотосенсорную разновидности алалии у детей.

Сенсорную алалию можно разделить на три степени тяжести:

 Легкую — снижение понимания речи на сложных грамматических конструкциях;

 Среднюю — ситуативное понимание речи;

 Тяжелую — понимание ограниченного набора слов.

Симптомы сенсорной алалии

В основе сенсорной алалии лежит органическое повреждение или резко выраженное недоразвитие центрального отдела речеслухового анализатора, что приводит к грубому нарушению его аналитико-синтетической деятельности: слышимые ребёнком звуки не различаются им на слух и как бы «не узнаются» — вследствии этого нарушено понимание речи.

Слуховое внимание резко снижено, интерес не только к речевым, но и к неречевым звукам практически отсутствует. При таких условиях речь окружающих людей воспринимается ребёнком очень неотчётливо, что лишает его возможности ей подражать.
Однако дети с сенсорной алалией характеризуются повышенной речевой активностью и, в отличие от детей с моторной алалией, много «говорят» с нормальной живой интонацией (центральный отдел речедвигательного анализатора у них не страдает).

Речь этих детей состоит из неустойчивых по своему звуковому составу обрывков слов и бессмысленных звукосочетаний. Она совершенно непонятна для окружающих и носит название логорреи («словесного салата»).

Нередко у детей с сенсорной алалией наблюдаются и так называемые эхолалии пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их смысла (как эхо). Повторить только что правильно произнесённое им слово ребёнок не может, что родителями чаще всего неправомерно расценивается как упрямство.
У детей с сенсорной алалией не формируется предметная соотнесённость слышимых и произносимых слов — их названия как бы не закрепляются за соответствующими предметами. Если ребёнку с нормально развивающейся речью для запоминания названия предмета достаточно 3—5 повторений, то при сенсорной алалии для этого требуется не менее 20—25 повторений.

Психологическое развитие ребенка значительно страдает. Специалисты отмечают выраженную задержку интеллектуального развития, вторичные нарушения личности и поведения. Ребенок нередко импульсивен, гиперактивен или, наоборот, замкнут.

Нередко у детей с сенсорной алалией проявляются нестандартная работа слуха. Они хорошо слышат любые звуки, но быстро от них устают, поэтому могут перестать воспринимать громкие звуки (истощение слуховой функции). Одинаковые по частоте и громкости эффекты ребенок может воспринимать по-разному: то слышать их, то не слышать. Чем больше интервал между звуками/словами, тем лучше ребенок их распознает.

Кроме того, в отличие от слабослышащих, для которых характерен глухой голос, дети с сенсорной алалией обладают звонким и выразительным голосом.
Ввиду отмеченных особенностей слухового восприятия у детей с сенсорной алалией попытки их совместного обучения со слабослышащими, как правило, оказывались неудачными. Эта категория детей требует совершенно особого подхода и использования специальных методов коррекционного воздействия.

 Вторичные нарушения, вызванные сенсорной алалией

  •  Аутистические черты, поэтому таких детей иногда путают с детьми с РАС. Это вторичное нарушение коммуникации, вызванное тотальным непониманием речи. Представьте, вы приехали в чужую страну без человека, который бы вам помог освоить язык. Вы все слышите, понимаете отдельные слова, но этого недостаточно, чтобы выстроить коммуникативный диалог.
  •  Нарушение лексико-грамматического строя речи. Понимание речи в онтогенезе развития предшествует активной речи и, естественно, последняя в полной мере не формируется.
  •  Нарушение произвольных функций. Так как одна из функций речи — регулятивная, то произвольные внимание и память развиты недостаточно.

Причины и факторы риска

Повреждение речевых центров коры головного мозга, вызывающее развитие алалии, возникает во время беременности или в раннем возрасте, т.е. еще до начала формирования речи. Среди факторов, значительно повышающих риск патологии, выделяют:

  • проблемы во время беременности: гипоксия, токсикоз, инфекции (особенно TORCH-комплекс), травмы, хронические заболевания и вредные привычки у матери;
  • родовые травмы, асфиксия, патологическое течение родов (затяжные, скоротечные);
  • рождение раньше срока;
  • тяжелые заболевания в первые годы жизни: ОРВИ, пневмонии, состояния, требующие применения наркоза;
  • черепно-мозговые травмы;
  • неблагоприятная социальная обстановка в семье.

Зачастую в формировании алалии участвуют не один, а сразу несколько патологических факторов, приводящих к развитию минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это комплексное нарушение, проявляющееся задержкой психического развития, в том числе и нарушениями речевых функций.

Диагностика

Диагностика

Любая форма нарушения речи вне зависимости от тяжести и выраженности симптомов требует комплексного обследования с участием невролога, психолога, логопеда, отоларинголога и других специалистов. Неврологическое исследование направлено на поиск патологического очага в коре головного мозга, а также исключение других причин нарушения речи. Исследование, как правило, включает:

  • электроэнцефалографию (ЭЭГ);
  • УЗИ головного мозга (эхоэнцефалография);
  • МРТ головного мозга;
  • рентген турецкого седла.

Сурдолог проводит исследование органа слуха: отоскопию, аудиометрию и другие тесты, направленные на выявление тугоухости, а ЛОР оценивает состояние ротовой полости и гортани. В обязательном порядке проводится оценка слухоречевой памяти, диагностика устрой речи и т.п. Во время консультаций необходимо подробно рассказать врачам о ходе беременности и родов, перенесенных травмах и заболеваниях, а также всех особенностях физического и психического развития малыша.

Коррекционная работа

Основная цель коррекционной работы при сенсорной алалии сводится к развитию у ребенка слухового восприятия и умения анализировать речевой поток. Важно понимать, что главная задача логопеда при работе с алаликом — включить сохранные каналы речевой деятельности и заставить их активно работать. Для этого существует множество приемов, правильно применять которые может только специалист. 

Три главные составляющие определяют прогноз речевого развития ребенка с алалией. Первое — его индивидуальные особенности головного мозга, степень пластичности нервной системы, компенсации этого нарушения. Второе — правильно выбранная стратегия работы. Третье — системность и регулярность посещаемых занятий у специалиста.

Взрослые люди с сенсорной алалией рассказывают, какие у них есть трудности распознавания акустических сигналов. Для нас есть основной сигнал, который мы слушаем, например, голос собеседника, а остальные звуки как будто приглушены. А у людей с сенсорной алалией звуки могут накладываться друг на друга, затрудняя распознавание, восприятие звукового сигнала. Человек дестабилизирован, его надо учить слышать главный сигнал и игнорировать второстепенный.

В результате направленного обучения дети с сенсорной алалией постепенно учатся сопоставлять акустические сигналы с образами. Но самостоятельно эта связь формируется медленнее, а в ряде случаев не формируется. В целом, дети с сенсорной алалией после коррекции могут даже учиться в обычной школе. Главное, чтобы она начиналась как можно раньше.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Существует особая методика, которая помогает повысить восприимчивость к звукам у ребенка. Она заключается в создании определенных условий жизни. Логопед рекомендует родителям организовать тихий час и день отдыха слуха с определенной регулярностью. В детской комнате для этого устраняются лишние звуки: телевизор, компьютер, планшет. Также в это время взрослые должны разговаривать с ребенком по минимуму.

Режим тишины перемежается режимом интереса. Ребенок перестает убегать от надоевших звуков и начинает изучать их. Логопед помогает малышу определять предмет звучания и распознавать речь. Также специалист обращает внимание ребенка на различные эмоциональные реакции, помогает их скопировать и проявить при необходимости.

Так же желательно снизить просмотр мультфильмов, а заменить это на сюжетные игры с разными животными, постепенно запоминая их (игра в больницу, детский сад, в магазин, в ферму, повара, учителя, мама(или папа) и ребёнок, и т.д.). Даже просто, играя в тишине, у ребёнка постепенно начинает появляться внутренняя речь, развивается воображение, образное мышление( представь, что палка это поезд, или самолёт).

Всегда помните, что сенсорный алалик слышит все звуки одновременно, поэтому старайтесь говорить при выключенном телевизоре, без музыки, а так же поочередно не перебивая друг друга (если говорит папа, то мама молчит и наоборот)

Обучение направленному жесту

Есть дети (с тяжелым нарушением речи), которые на начальном этапе работы могут ориентироваться только на знаки и жесты. Родители, пытаясь дать ребенку зрительную опору, начинают использовать в быту жесты. Сенсорному алалику они помогают опосредованно понять смысл просьбы, снимают напряжение. Жест — это своеобразный костыль, помощник ребенка. Я советую родителям таких детей, сфотографировать их в разных ситуациях и повесить фото на стенку: он спит, ест, играет. Можно научить ребенка общаться с помощью таких нехитрых подсказок. Например, ребенок может принести маме картинку, на которой он смотрит мультик, и она поймет, что он таким образом просит включить телевизор.

Для развития понимания речи сначала предлагаются самые простейшие «бытовые инструкции», на первых порах сопровождаемые мимикой и жестом (подай книгу, закрой дверь, позови бабушку и пр.).

Затем мимика и жест полностью исключаются, и ребенок выполняет инструкцию только на основе понимания речи.

Выключаем поток речи, говорим четко, коротко и ясно

Если вы будете говорить длинными непонятными фразами и сложными предложениями(сейчасидемгулятьтамтакойсветлыйиясненькийденнечекблаблабла), то ребёнок с сенсорной алалией не только ничего не поймет, но и не запомнит. Говорим коротко и ясно: Сейчас идём гулять, потом есть кашу. И тут же задаете вопрос: «Ты что делаешь? — Идёшь! Я иду, мы идём (если ребёнок еще не научился этому слову, то произносите за него) — Куда идём? — Иду на улицу. Что будешь есть?- Я буду кашу, а ты? Что мама ест? Какая каша холодная, или горячая? Чем больше вы повторите фразу, пока выполняете ее(подкрепляя действием), тем быстрее ребёнок начнет её запоминать.

Слова называем без уменьшительно-ласкательного суффикса, не ножка, а нога, не ручка, а рука, не губки, а губы и т.д. Чем короче слово, тем понятнее звуконаполняемость, а так же легче правильно его осознать и повторить. А так же старайтесь в любом случае начинать с коротких слов, постепенно их удлиняя, например это динозавр Ди-но, или крокодил Ге-на, согласитесь Дино сказать намного легче, чем динозавр.

Развитие фонематического слуха и восприятия

Какие же этапы формирования выделяют в коррекционной работе:

  •  развитие слухового внимания;
  •  развитие умения различать неречевые шумы и музыкальные звуки;
  •  различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
  •  различение длинного и короткого звука и слова;
  •  различение слов, близких по звуковому составу;
  •  дифференциация слогов
  •  дифференциация фонем
  •  навыки элементарного звукового анализа и синтеза.

Соберите по дому погремушки, музыкальные инструменты, ложки, ключи, любые коробочки, положите туда что угодно, что будет греметь( крупу, монеты, колечки и т.д.), и всё сложите в эту коробочку и играйте с этой коробочкой каждый день по 15-20. Старайтесь играть не со всеми игрушками, а постепенно вытаскивайте по несколько игрушек, иначе деткам становится не интересно, ведь эффект «новой игрушки» всегда привлекает внимание.

  1. «Угадай, что гремит»( начинайте с 1-2 предмета,постепенно увеличивая)
  2. «Угадай,где гремит» (Закрой глазки, повернись спиной, угадай, где гремит вверху, внизу, слева, справа(если малыш пока не знает эти слова, то пусть покажет пальчиком)
  3. «Беги(иди, кати мяч, хлопай в ладоши, топой ножкой), пока я гремлю»
  4. » Что гремит(напр. коробка с монетками), что стучит( например ложки), а что звенит(н. ключи, колокольчик» — тут же отрабатывайте глаголы стучи, звени,греми)
  5. «Что сначала, что потом»
  6. Так же можно подключать животных и звукоподражания, например зайка бьет в бубен «Бум-бам», а миша ложками «Да-Да». Поиграйте несколько раз «Да-да-Бум-бам», а потом скажите «Закрой глазки, угадай, кто играл? правильно Миша, а как Миша пел? Оречевляйте звукоподражаниями музыкалные инструменты, таким образом проработайте все простые звуки речи.

Следующий этап — изучение осознанных слов

Если вы просто вслух называете слова, например солнце, или небо, и думаете, что ребенок их понял и запомнил, то вы ошибаетесь. Дети с сенсорной алалией мало того, что не корректно слышат слова, они не понимают их значения, так как идет нарушение в третичных полях, которые как раз отвечают за понимание речи. Поэтому каждое слово необходимо показать на картинке, покрутить в руках в виде игрушки, понюхать( если это растение, например мята), попробовать( если это еда, например киви, или дыня), проиграть с игрушкой каждое действие (бегу, иду, еду, мою, ем, режу и т.д.), и обязательно всё это озвучивать. Но самое важное в это время задавать вопросы: Ты что делаешь? — Мою. Кого моешь? — Мишу.

Но так же не забывайте, что у таких деток нарушено обобщение. То есть нужно показать как можно больше разных животных одного вида. Например кис, и он должен понять, что всё это кисы; разных собак и понять чем они похожи, чем отличаются, разных миш и т.д.

Советую начать изучать слова по типам слоговой структуры слова (по А.К.Марковой). Начиная с простых, коротких слов, постепенно их удлиняя.

Самый важный этап

Самым важным этапом в работе с сенсорными алаликами является работа по фразовому конструктору. Даже если вы сделаете все этапы, которые я расписала выше, но не сделаете последний, то скорее дальше ребёнок может начать просто эхолалить (бездумно, неосознанно повторять за вами). Он может вам петь целые песенки, проговаривать стихи, но так и не осознав, о чём там говориться. Так как у таких деток все слова в предложении сливается в одно. Поэтому нам нужно наглядно разделить каждое сдлово в предложении. Приведу пример картинки из своего пособия. Но сейчас таких пособий очень много. И вы без труда сможете их найти. Главное, чтобы был нарисован сюжет и к этому сюжету должно быть рассписано каждое слово. И тут так же работаем по той же технике от простого к сложному. Сначала фраза из двух слов, потом из трех и т.д.

И самое главное занимайтесь, поддерживайте малыша, если что-то не получается. Это очень эффективная коррекционная методика, разработанная лучшими специалистами, которая уже многим деткам помогла, и вам поможет, главное не падать духом, а двигаться вперёд!