Назад

5 этапов коррекции речи

Надежда Романовна Читать 6 м.
Логопед
0
Коррекция

Логопедическая коррекция – это исправление речевых нарушений, возникших вследствие заболеваний или травм центральной нервной системы, психических нарушений, задержки развития у детей, аномалий развития, нарушений функций органов чувств и других причин.

Количество детей с различными речевыми проблемами в последние годы растет. Важно на раннем этапе выявить отклонения и преодолеть их, особенно эффективным является период дошкольного возраста, ведь если идти в школу с вагоном проблем, которые можно было решить до школы, то будет совсем не до успешной учебы, а это прекрасное время превратится в мучительные физические и психологические трудности.

Если вы заметите, что уровень речевого развития ребенка не соответствует установленным нормам, имеются отклонения и вероятен риск отставания от сверстников, нужно наверстывать упущенное и срочно заняться коррекцией речи.

Существует множество нарушений речи. Более того, у каждого нарушения есть несколько степеней тяжести. В зависимости от вида, количества и степени тяжести речевых нарушений логопед составляет индивидуальный план коррекции речи.

Некоторым детям достаточно десяти занятий с логопедом, чтобы скорректировать произношение проблемного звука, другим — необходимо не менее нескольких месяцев, чтобы запустить речь, или исправить звукопроизношение.

Тем не менее, коррекция речи у детей состоит из нескольких этапов. Расскажу о каждом из них.

Диагностика речевых нарушений

Диагностика будет отличаться для каждого возраста и для каждого нарушения речи.

Так же на диагностике происходит знакомство и расположение ребенка к учителю, а ведь это совсем незнакомый человек, которому, как правило, не все дети сразу открываются в связи с разными характерами. Поэтому у педагога лежит задача не только раскрепостить ребенка, но и вызвать доверие, чтобы максимально точно определить причины того или иного нарушения речи. В связи с этим диагностика может растянуться и занять не одно занятие, а несколько. Поэтому для деток раннего возраста будут использоваться в основном игрушки, ну а для детей постарше существуют очень много разных методик для качественного логопедического обследования.

Более того, некоторые речевые нарушения являются признаком заболеваний ЦНС — в таком случае специалист отправляет малыша на дополнительные медицинские обследования

Коррекция речи у детей всегда начинается с комплексной диагностики речевых нарушений, на которой специалист проверяет соответствие всех показателей речевого развития возрастным нормам.

А вот целью коррекции речи у детей является не только постановка звуков, но и доведение показателей речевого развития до возрастных норм. Не менее важно научить детей воспринимать информацию на слух, запоминать информацию, употреблять слова в правильных формах, учить новые слова и так далее — все эти задачи также ставятся перед логопедом.

Подготовительный этап коррекции речи у детей

На этапе подготовки логопед проводит артикуляционную и дыхательную гимнастику. Такие занятия направлены на развитие речевого дыхания и органов артикуляции. Если ребёнок не может управлять движением языка и губ, либо плохо владеет навыками правильного дыхания, таким упражнениям посвящается несколько занятий.

После того, как ребёнок научится правильно дышать и управлять органами речевого аппарата, артикуляционная и дыхательная гимнастика выполняются в начале каждого урока в качестве разминки. 

Ещё одна цель подготовительного этапа — заинтересовать ребёнка занятиями, снять зажатость, повысить самооценку.

Этап постановки звуков

Подготовив речевой аппарат с помощью специальных упражнений и заданий мы переходим к постановке звука. Для каждого звука нужно выработать определенную правильную артикуляционную позицию языка, губ, мягкого нёба и воздушную струю.

На этапе постановки изолированного звука, в отличии от подготовительного, главную роль играет не только логопед, но так же и родители, которые должны внимательно выполнять его рекомендации и ни в коем случае не торопиться, поощряя или заставляя малыша произносить новые и трудные для него звуки в словах и предложениях, когда он ещё не научился произносить тот или иной звук изолированно.

Хорошая новость, если логопед и родители потратили достаточно времени на подготовительном этапе, у малыша отсутствуют неврологические нарушения, например, дизартрия, то поставить звук можно и за несколько занятий.

Способы постановки

  1. По подражанию. Внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции с использованием исключительно зрительных и тактильно-вибрационных ощущений.
  2. Механический. Оказывается помощь органам артикуляции специальными логопедическими инструментами или специально подготовленными подручными средствами.
  3. Смешанный. Используются приемы 2-х предыдущих способов.

Автоматизация освоенных навыков

На этом этапе логопед использует различные игры и упражнения, чтобы малыш многократно повторял усвоенные звуки и учился без затруднений применять эти навыки в связной речи.

Автоматизация звука состоит из нескольких этапов. Первый и самый важный это автоматизация изолированного звука. Если звук идеально проговаривается изолированно, то дальше автоматизируем звук:

  • в слогах (прямых и обратных)
  • в словах ( в начале слова, в середине и в конце)
  • в фразах и предложениях

Тут очень важна помощь родителей — они должны выполнять вместе с малышом домашние задания от логопеда и следить за правильностью речи ребёнка во время бытовых разговоров.

Этап дифференциации звуков и введение звука в связную речь

Заключительный этап коррекции — автоматизация приобретённых навыков, дифференциация (различение на слух) близких по звучанию звуков, а так же закрепление в обыденной речи, то есть введение звука в связную речь.

Таким образом, на каждый этап (кроме диагностики) требуется не менее 8 занятий, а иногда на каком-то этапе нужно посидеть и подольше, ведь не все детки одинаково быстро схватывают и запоминают, всё индивидуально. Ведь в речи некоторые нарушения бывают очень стойкими привычками, а с привычками даже взрослым иногда трудно справиться, перебороть себя, приучить говорить по-другому, не так как ты привык, а это непростая, трудная задача, требующая много усилий и терпения. Именно поэтому, когда начинается коррекция нужно запостись терпением, а так же желательно ее не прерывать, потому что очень быстро всё забывается. И до конца коррекции поддерживать ребёнка только позитивным настроением, что всё обязательно получится.

Так и будет, в конце коррекции ребята часто смотрят на себя со стороны и удивляются своим достижениям, а довольные родители смотрят с гордостью, что так же поднимает самооценку ребенку( я смог, я достиг). А если вы решили заниматься с малышом самостоятельно, то в любом случае советую начать с диагностики на которую можно записаться по этой ссылке.